Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.10.2019 N 722 утверждены Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности в лесах.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящими специфическими требованиями устанавливаются требования по обеспечению пожарной безопасности в лесном фонде Республики Беларусь.
Настоящие специфические требования разработаны в соответствии с пунктом 2 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
2. Ответственность за нарушение и (или) невыполнение настоящих специфических требований устанавливается в соответствии с законодательством.
3. Для целей настоящих специфических требований используются термины в значениях, определенных общими требованиями пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, а также следующие термины:
горимость лесов - величина, определяемая отношением суммарной площади лесных пожаров ко всей площади лесов;
класс пожарной опасности лесов по условиям погоды - относительная оценка степени пожарной опасности лесов, обусловленная погодой, при неизменных пожарных особенностях охраняемой территории и источников огня;
костер - контролируемый огонь, представляющий собой горящие материалы, сложенные в кучу;
лесной пожар - пожар, распространяющийся по лесным и нелесным землям (подземный пожар), расположенным в границах лесного фонда, предоставленного для ведения лесного хозяйства;
массовое мероприятие в лесу - мероприятие, проводимое при массовом скоплении людей на землях лесного фонда;
ликвидация лесного пожара - прекращение горения на пожаре;
минерализованная полоса - искусственный противопожарный барьер, созданный путем обнажения минерального грунта;
пожароопасный сезон в лесу (далее - пожароопасный сезон) - часть календарного года, в течение которого возможно возникновение лесного пожара;
прогнозирование лесных пожаров - определение вероятности возникновения и распространения лесных пожаров на основе анализа данных их учета;
противопожарное обустройство лесного фонда - система мероприятий на территории лесного фонда, предупреждающих и ограничивающих возникновение и развитие лесных пожаров, а также способствующих их обнаружению и ликвидации;
противопожарные мероприятия - организационные меры и (или) технические средства, направленные на предотвращение возникновения и распространения пожара, а также на обеспечение его ликвидации;
противопожарный заслон - искусственный противопожарный барьер лесного пожара в виде очищенной от наземных горючих материалов полосы леса, расчлененной системой минерализованных полос и (или) дорогой;
противопожарный разрыв в лесу - искусственный противопожарный барьер в виде просеки;
профилактика лесного пожара - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и (или) предотвращение распространения лесного пожара;
стена леса - край леса, примыкающий к вырубке;
тушение пожара - процесс воздействия сил и средств с использованием методов и приемов, направленных на ликвидацию пожара.
ГЛАВА 2
ОБЯЗАННОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
4. Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны:
- обеспечивать выполнение настоящих специфических требований;
 - обеспечивать проведение противопожарного обустройства лесного фонда в соответствии с лесоустроительным проектом;
 - осуществлять контроль за выполнением противопожарных мероприятий, предусмотренных технологической картой на разработку лесосеки, заготовку пней и корней;
 - ежегодно обеспечивать разработку и выполнение мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону в лесном фонде;
 - осуществлять ведомственный учет лесных пожаров, анализировать причины их возникновения на находящейся в их ведении территории лесного фонда и своевременно принимать меры по устранению этих причин;
 - информировать органы государственного пожарного надзора в случаях непроведения работ по опашке сельскохозяйственными организациями сельскохозяйственных земель и другими организациями земель вокруг населенных пунктов, граничащих с лесным фондом;
 - привлекать силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, используемых для тушения лесных пожаров на соответствующей территории.
 
5. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие лесопользование, обязаны:
- знать и выполнять требования пожарной безопасности в лесах;
 - перед получением разрешительных документов на рубки леса для проведения рубок главного пользования (сплошные рубки) и прочих рубок (за исключением уборки захламленности) разработать план противопожарных мероприятий согласно приложению 1, за исключением юридических лиц, ведущих лесное хозяйство в соответствии со статьей 20 Лесного кодекса Республики Беларусь, осуществляющих заготовку древесины на участках лесного фонда, предоставленных им для ведения лесного хозяйства. В данный план включаются обязательные противопожарные мероприятия по перечню согласно приложению 2, а также иные мероприятия, необходимые для обеспечения пожарной безопасности. Места проведения рубок леса в течение пожароопасного сезона (за исключением случаев установления I класса пожарной опасности лесов по условиям погоды) обеспечиваются пожарной техникой и средствами для тушения лесных пожаров по нормам согласно приложению 3;
 - перед началом пожароопасного сезона провести инструктаж работников о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров;
 - при проведении работ в лесу хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в закрытой таре в специально отведенном месте, очищенном в пожароопасный сезон от растительного покрова и других горючих материалов;
 - в случае возникновения лесного пожара принять меры по его тушению и немедленно сообщить о нем юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, и (или) подразделениям по чрезвычайным ситуациям.
 
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
6. Начало и окончание пожароопасного сезона в зависимости от погодно-климатических условий и природной пожарной опасности лесного фонда устанавливаются приказами юридических лиц, ведущих лесное хозяйство.
7. В случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда местные исполнительные и распорядительные органы принимают решения при III классе пожарной опасности лесов по условиям погоды об ограничении нахождения, а при IV и V классах пожарной опасности лесов по условиям погоды - о введении запрета на нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов, осуществляющих контроль в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. N 575, проведение на территории лесного фонда работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, информируют население о принятых решениях.
8. Работы юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, уполномоченных государственных органов (организаций) по охране лесного фонда от пожаров в пожароопасный сезон определяются классом пожарной опасности лесов по условиям погоды согласно приложению 4.
Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обеспечивают получение ежедневной информации за последние сутки и краткосрочного (до трех дней) прогноза горимости лесов по классам пожарной опасности лесов по условиям погоды.
9. Пожарно-химические станции первого и второго типов, пункты противопожарного инвентаря создаются и функционируют в соответствии с требованиями согласно приложению 5. Пожарно-химические станции и пункты противопожарного инвентаря должны быть обеспечены средствами противопожарной защиты и пожаротушения по минимальному перечню средств пожаротушения, закрепляемых за пожарно-химической станцией и пунктом противопожарного инвентаря, согласно приложению 6. На каждую пожарно-химическую станцию составляется паспорт по форме согласно приложению 7.
ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАСТУПЛЕНИИ ПОЖАРООПАСНОГО СЕЗОНА
10. В пожароопасный сезон в лесах запрещается:
- оставлять непотушенные источники горения, тления (горящие спички, окурки, горячую золу и иное);
 - применять пыжи из горючего или тлеющего материала (бумаги, пакли и иного);
 - оставлять промасленные или пропитанные легковоспламеняющимися, горючими жидкостями, а также иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и иное);
 - заправлять топливные баки машин и механизмов в неустановленных местах, а также при работающих двигателях;
 - использовать машины с неисправностями, приводящими к вытеканию легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
 - выжигать хворост, лесную подстилку, траву и другие лесные горючие материалы на землях лесного фонда;
 - хранить лесную продукцию на противопожарных разрывах и заслонах, минерализованных полосах, квартальных просеках и лесохозяйственных дорогах;
 - выполнять работы с открытым огнем на торфяниках;
 - разводить костры (за исключением случаев проведения лесохозяйственных мероприятий) в хвойных несомкнувшихся лесных насаждениях и молодняках 1-го класса возраста <*>, на участках поврежденных лесных насаждений, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой. Допускается разведение костров (в том числе с использованием мангалов, барбекю, гриля, газовых плит и аналогичных приспособлений) при условии:
 - их размещения на площадках, окаймленных минерализованной (очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,25 метра, а также исключающих повреждение огнем крон, стволов и корневых лап деревьев, кроме запрещенных участков;
 - постоянного контроля за процессом горения и обеспечения первичными средствами пожаротушения (огнетушители, немеханизированный ручной пожарный инструмент, емкости с водой). По миновании надобности костер должен быть потушен до полного прекращения тления.
 
--------------------------------
<*> К несомкнувшимся лесным насаждениям относятся посадки молодых деревьев (или естественно произрастающие) высотой до 1 метра, к молоднякам 1-го класса возраста относятся насаждения от смыкания древостоев до 20 лет включительно (ориентировочно высотой до 15 метров).
11. Субъектам хозяйствования, их руководителям, должностным лицам и работникам, индивидуальным предпринимателям при обнаружении нарушений настоящих специфических требований и лесных пожаров своевременно информировать об этом юридические лица, ведущие лесное хозяйство, и (или) подразделения по чрезвычайным ситуациям.
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РУБКИ ЛЕСА
12. При проведении сплошных рубок леса порубочные остатки укладывают в кучи (валы) или разбрасывают в измельченном виде по лесосеке на расстоянии не менее 10 метров от стены леса.
13. Сжигание порубочных остатков производится после пожароопасного сезона, за исключением случаев сжигания порубочных остатков в кучах в период пожароопасного сезона при I классе пожарной опасности лесов по условиям погоды.
В случае ликвидации чрезвычайной ситуации и (или) ее последствий в лесах допускается сжигание порубочных остатков в кучах в период пожароопасного сезона при II и III классах пожарной опасности лесов по условиям погоды с соблюдением требований пожарной безопасности в лесах.
ГЛАВА 6
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАГОТОВКИ ЖИВИЦЫ, ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ
14. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие заготовку живицы и (или) второстепенных лесных ресурсов (за исключением новогодних деревьев хвойных пород), в пожароопасный сезон обязаны:
размещать основные и промежуточные склады на площадках, очищенных от древесного хлама и других посторонних горючих материалов;
содержать территорию в радиусе 50 метров от мест заготовки и хранения очищенной от древесного хлама и других посторонних горючих материалов;
проложить по границам мест заготовки и хранения минерализованную полосу (за исключением случаев, когда участки лесного фонда примыкают к пахотным, луговым землям, землям под транспортными коммуникациями (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи) и (или) водными объектами) шириной не менее 1,4 метра, а на сухих почвах - две минерализованные полосы такой же ширины на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой и в пожароопасный сезон регулярно их подновлять по мере зарастания растительностью;
обеспечивать своими силами патрулирование мест заготовки и хранения в период пожароопасного сезона при III - V классах пожарной опасности лесов по условиям погоды в нерабочее время.
Приложение 1
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ____________________________
(наименование
_________________________________________
юридического лица, фамилия, имя, отчество
(если таковое имеется)
_________________________________________
индивидуального предпринимателя,
осуществляющих лесопользование)
__________________ ______________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
_________ ______________________ 20___ г.
ПЛАН
противопожарных мероприятий
___________________________________________________________________________
(место лесопользования)
| 
 Наименование мероприятия  | 
 Срок выполнения  | 
 Методика выполнения  | 
 Ответственный за выполнение  | 
 Отметка о выполнении  | 
Настоящий план подлежит обязательному исполнению. В случае неисполнения виновное лицо привлекается к административной ответственности в соответствии со статьей 15.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках).
СОГЛАСОВАНО
Руководитель _____________________________
(наименование юридического
__________________________________________
лица, ведущего лесное хозяйство)
______________ ___________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
______ ____________________________ 20__ г.
Приложение 2
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Назначение ответственных лиц за выполнение требований пожарной безопасности в лесах.
2. Проведение инструктажа о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, предупреждении возникновения и способах тушения лесных пожаров.
3. Получение в установленном порядке информации о классе пожарной опасности лесов по условиям погоды.
4. Организация связи с должностными лицами, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, при необходимости с подразделениями по чрезвычайным ситуациям.
5. Разработка и утверждение в установленном порядке плана противопожарных мероприятий с обязательным приложением:
плана действий при возникновении лесного пожара;
схемы расположения объектов.
6. Обеспечение пожарной техникой и средствами для тушения лесных пожаров в соответствии с минимальным перечнем средств пожаротушения.
7. Обустройство мест отдыха, курения, сбора мусора, производственных площадок, складов и других объектов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов.
8. Устройство минерализованных полос в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов.
Приложение 3
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
НОРМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКОЙ И СРЕДСТВАМИ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ <*>
| 
 Единица измерения  | 
 Количество в зависимости от площади лесосеки  | 
|||
| 
 до 5 га  | 
 от 5 до 10 га  | 
 свыше 10 га  | 
||
| 
 1. Емкость с водой объемом не менее 2 м3  | 
 штук  | 
 -  | 
 1  | 
 2  | 
| 
 2. Мотопомпы (насосы) производительностью не менее 400 л/мин  | 
 "  | 
 -  | 
 1  | 
 2  | 
| 
 3. Трактор мощностью не менее 60 кВт (81 л.с.)  | 
 "  | 
 -  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 4. Плуг ПКЛ-70 или другие почвообрабатывающие орудия  | 
 "  | 
 -  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 5. Ствол торфяной <**>  | 
 "  | 
 -  | 
 1  | 
 2  | 
| 
 6. Пожарные напорные рукава диаметром не менее 51 мм  | 
 погонных метров  | 
 -  | 
 100  | 
 200  | 
| 
 7. Ранцевый лесной опрыскиватель  | 
 штук  | 
 2  | 
 3  | 
 5  | 
| 
 8. Бензопила (пилы поперечные)  | 
 "  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 9. Ведро объемом не менее 10 л  | 
 "  | 
 -  | 
 1  | 
 2  | 
| 
 10. Лопата  | 
 "  | 
 2  | 
 4  | 
 7  | 
| 
 11. Топор  | 
 "  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
--------------------------------
<*> Пожарную технику и средства для тушения лесных пожаров следует размещать на лесосеке при проведении работ в течение всего пожароопасного сезона (за исключением случаев установления I класса пожарной опасности лесов по условиям погоды) в обязательном порядке. При этом не должна использоваться пожарная техника, закрепленная за пожарно-химической станцией и пунктом противопожарного инвентаря.
При наличии автомобильных пожарных цистерн с общей емкостью не менее 2 м3 оснащение техникой и оборудованием, указанными в пунктах 1 - 4 настоящего приложения, не обязательно.
<**> Для лесосек, расположенных на торфяниках.
Приложение 4
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
РАБОТЫ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЕДУЩИХ ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ (ОРГАНИЗАЦИЙ) ПО ОХРАНЕ ЛЕСНОГО ФОНДА ОТ ПОЖАРОВ
| 
 Класс пожарной опасности лесов по условиям погоды (горимости)  | 
 Комплексный показатель  | 
 Работы юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, уполномоченных государственных органов (организаций) по охране лесного фонда от пожаров  | 
| 
 I  | 
 до 150 (полная негоримость)  | 
 наземное маршрутное патрулирование лесного фонда проводится в местах огнеопасных работ для осуществления надзора за пожарной безопасностью. Авиационное патрулирование лесов не проводится. Могут проводиться разовые полеты для контроля за состоянием действующих лесных пожаров и оказания помощи в их тушении, а также полеты для контроля за соблюдением настоящих специфических требований в местах огнеопасных работ. Дежурство в установленных местах осуществляется при необходимости с 11 до 17 часов. Команды авиационной охраны лесов, если они не заняты тушением лесных пожаров, занимаются тренировкой, подготовкой снаряжения и пожарной техники или выполняют другие работы, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах  | 
| 
 II  | 
 151 - 500 (слабая горимость)  | 
 наземное маршрутное патрулирование лесов проводится с 11 до 17 часов на лесных участках, отнесенных к I и II классам пожарной опасности, а также в местах, посещаемых населением. Авиационное маршрутное патрулирование проводится через 1 - 2 дня, а при наличии лесных пожаров - ежедневно в порядке разовых полетов в полуденное время. Осуществляется наблюдение за лесами и дежурство в установленных местах с 11 до 17 часов  | 
| 
 III  | 
 501 - 4000 (средняя горимость)  | 
 наземное маршрутное патрулирование лесов проводится с 10 до 19 часов на лесных участках, отнесенных к I - III классам пожарной опасности, и усиливается на участках лесных работ и в местах, посещаемых населением. Авиационное маршрутное патрулирование проводится 1 - 2 раза в течение дня с 10 до 17 часов по каждому маршруту. Наблюдение за лесами и дежурство в установленных местах осуществляется с 10 до 19 часов. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, находятся в местах оповещения. Средства противопожарной защиты и пожаротушения должны быть проверены и приведены в состояние готовности. Проводится агитационная и разъяснительная работа по бережному отношению к лесам, осторожному обращению с огнем и ответственности за нарушение пожарной безопасности в лесах юридические лица, ведущие лесное хозяйство: ограничивают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, проведение на территории лесного фонда работ в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов в необходимых случаях привлекают силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории доводят до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены ограничения, режиме их охраны и использования путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, средствах массовой информации, установки информационных знаков или иным общедоступным способом местные исполнительные и распорядительные органы в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принимают решения об ограничении нахождения на территории лесного фонда, въезда на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов, осуществляющих контроль в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также органов сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, проведения на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях  | 
| 
 IV  | 
 4001 - 10 000 (высокая горимость)  | 
 наземное маршрутное патрулирование лесов проводится с 8 до 20 часов на участках лесных работ, а также в местах, посещаемых населением, независимо от их отнесения к классам пожарной опасности лесных участков. Авиационное маршрутное патрулирование проводится не менее 2 раз в день с 10 до 19 часов по каждому маршруту. Команды авиационного маршрутного патрулирования находятся в состоянии готовности к вылету и участию в тушении лесных пожаров. Наблюдение за возгоранием лесов осуществляется в течение светового дня, дежурство в установленных местах проводится с 8 до 20 часов. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, другие формирования и средства противопожарной защиты и пожаротушения находятся в состоянии повышенной готовности к использованию юридические лица, ведущие лесное хозяйство: ограничивают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, проведение на территории лесного фонда работ в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов оповещают юридические лица, привлекаемые к тушению лесных пожаров согласно плану привлечения сил и средств, утвержденному местным исполнительным и распорядительным органом, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории, о высокой горимости лесов и приведении в состояние готовности сил и средств противопожарной защиты и пожаротушения в необходимых случаях привлекают силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории доводят до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены запреты, режиме их охраны и использования путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, средствах массовой информации, установки информационных знаков или иным общедоступным способом организуют дежурство руководителей и инженерно-технических работников, непосредственно ведающих вопросами охраны лесов, в рабочие дни после окончания работы до 24 часов, а в выходные и праздничные дни с 9 до 24 часов местные исполнительные и распорядительные органы в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принимают решения о введении запрета на нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов, осуществляющих контроль в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также органов сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, проведение на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях  | 
| 
 V  | 
 более 10 000 (чрезвычайная горимость)  | 
 все внимание юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, иных организаций должно быть направлено на охрану лесов от пожаров. Наземное маршрутное патрулирование лесов проводится в течение всего светового дня, а в местах с высокой вероятностью возгораний - круглосуточно. Для усиления наземного маршрутного патрулирования привлекаются рабочие и служащие юридических лиц, ведущих лесное хозяйство. Авиационное маршрутное патрулирование проводится не менее 3 раз в течение дня по каждому маршруту. Наблюдение за лесами и дежурство в установленных местах проводится так же, как и при IV классе пожарной опасности лесов по условиям погоды. Для обеспечения наземного маршрутного патрулирования дополнительно привлекается техника с производственных работ. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, нештатные формирования и средства противопожарной защиты и пожаротушения находятся в состоянии повышенной готовности. Численность команд авиационного маршрутного патрулирования увеличивается за счет других подразделений авиационной охраны лесов в порядке маневрирования. Команды авиационного маршрутного патрулирования, кроме отдельных их бригад, которые находятся в полете или на тушении лесных пожаров, должны быть в полной готовности к немедленному вылету и участию в тушении лесных пожаров юридические лица, ведущие лесное хозяйство: ограничивают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, проведение на территории лесного фонда работ в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов оповещают юридические лица, привлекаемые к тушению лесных пожаров согласно плану привлечения сил и средств, утвержденному местным исполнительным и распорядительным органом, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории, о чрезвычайной горимости лесов и приведении в состояние готовности сил и средств противопожарной защиты и пожаротушения в необходимых случаях привлекают силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории организуют передачу сообщений о пожарной опасности в лесу, установленных запретах, ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в средствах массовой информации, общественных местах и на транспорте доводят до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены запреты, режиме их охраны и использования путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, средствах массовой информации, установки информационных знаков или иным общедоступным способом организуют на весь период сохранения чрезвычайной пожарной опасности круглосуточное дежурство ответственных работников местные исполнительные и распорядительные органы в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принимают решения о введении запрета на нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов, осуществляющих контроль в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, проведение на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях  | 
Приложение 5
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
ТРЕБОВАНИЯ
К СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ПОЖАРНО-ХИМИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И ПУНКТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНВЕНТАРЯ
1. Пожарно-химические станции <*> создаются двух типов: первого (пожарно-химическая станция-1) и второго (пожарно-химическая станция-2).
--------------------------------
<*> Пожарно-химической станцией является подразделение юридического лица, ведущего лесное хозяйство, оснащенное пожарной техникой, средствами пожаротушения и связи, организуемое для ликвидации лесных пожаров.
2. Пожарно-химическая станция-1 создается при структурных подразделениях юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и оснащается средствами пожаротушения. Ее задачей является ликвидация очагов возгораний на территории лесного фонда до 20 тыс. гектаров.
3. Пожарно-химическая станция-2 создается при юридических лицах, ведущих лесное хозяйство, и оснащается средствами пожаротушения. Ее задачей является ликвидация очагов возгораний на территории лесного фонда свыше 20 тыс. гектаров, а также оказание помощи пожарно-химической станции-1 в тушении крупных лесных пожаров в лесном фонде соответствующих юридических лиц, ведущих лесное хозяйство.
4. С учетом месторасположения наиболее уязвимых с точки зрения формирования масштабных чрезвычайных ситуаций территорий возможных очагов крупных лесных пожаров в лесном фонде (большие массивы лесных культур и молодняков хвойных пород, торфоразработки, крупные болота верхового типа, зоны интенсивной рекреации и иное) государственным производственным лесохозяйственным объединениям республиканского органа государственного управления по лесному хозяйству рекомендуется на их базе (в пределах области) создать сеть укрупненных пожарно-химических станций-2.
5. Пожарно-химические станции размещаются в существующих административных, хозяйственных зданиях либо строятся в непосредственной близости от них. Помещения пожарно-химических станций должны обеспечивать надлежащие условия для хранения средств противопожарной защиты и пожаротушения, а также сосредоточения сил пожаротушения в период пожароопасного сезона.
6. Пожарно-химические станции должны иметь устойчивую связь (радиосвязь, сотовая и проводная связь) с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, их структурными подразделениями и подразделениями по чрезвычайным ситуациям.
7. При структурных подразделениях юридического лица, ведущего лесное хозяйство, не имеющих пожарно-химической станции, создаются пункты противопожарного инвентаря.
8. Оснащение пожарно-химической станции и пункта противопожарного инвентаря средствами пожаротушения организует руководитель юридического лица, ведущего лесное хозяйство.
9. Руководство деятельностью пожарно-химической станции, а также непосредственный контроль за состоянием, хранением и использованием закрепленных за пожарно-химической станцией и пунктом противопожарного инвентаря средств противопожарной защиты и пожаротушения осуществляет начальник пожарно-химической станции или инженер по охране и защите леса (для пожарно-химической станции-2), руководитель структурного подразделения юридического лица, ведущего лесное хозяйство (для пожарно-химической станции-1, пункта противопожарного инвентаря). При каждой пожарно-химической станции организуется лесопожарная команда. Начальником пожарно-химической станции или инженером по охране и защите леса устанавливаются обязанности членов лесопожарной команды, распределяются и закрепляются транспорт, средства противопожарной защиты и пожаротушения. Руководитель структурного подразделения юридического лица, ведущего лесное хозяйство, из числа должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, и рабочих структурного подразделения юридического лица, ведущего лесное хозяйство, формирует лесопожарные бригады, которые при необходимости самостоятельно тушат лесные пожары.
10. Работа на пожарно-химических станциях имеет сезонный характер и регламентируется классом пожарной опасности лесов по условиям погоды. Она завершается после окончания пожароопасного сезона, когда средства противопожарной защиты и пожаротушения подготовлены к зимнему хранению.
11. Регламент работы пожарно-химических станций:
в периоды I и II классов пожарной опасности лесов по условиям погоды должностные лица лесопожарной команды, если они не заняты на тушении лесных пожаров, находятся в местах оповещения, занимаются подготовкой техники и снаряжения, другими мероприятиями по охране лесов, направленными на повышение готовности к пожаротушению;
в период III класса пожарной опасности лесов по условиям погоды должностные лица лесопожарной команды, если они не заняты на тушении лесных пожаров, находятся в полной готовности к немедленному выезду на лесной пожар. Оборудование, противопожарный инвентарь и иные средства противопожарной защиты и пожаротушения должны быть погружены на транспортные средства. Самоходная пожарная техника находится в полной готовности к выезду на лесной пожар;
в периоды IV и V классов пожарной опасности лесов по условиям погоды должностные лица лесопожарной команды, другие привлекаемые работники, если они не заняты на тушении лесных пожаров, находятся в местах дежурства. Использование должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны и которые непосредственно занимаются вопросами охраны лесов, на работах, не связанных с тушением лесных пожаров, категорически запрещается;
по распоряжению руководителя (лица, его замещающего) юридического лица, ведущего лесное хозяйство, в периоды, не опасные в пожарном отношении (I класс пожарной опасности лесов по условиям погоды), должностные лица лесопожарной команды могут привлекаться к выполнению профилактических и других противопожарных мероприятий на территории лесного фонда.
12. Должностные лица лесопожарных команд и бригад обязаны:
ежегодно проходить курс обучения по вопросам тактики и техники тушения лесных пожаров, ориентированию на местности;
знать способы и средства противопожарной защиты и пожаротушения лесных пожаров, иметь практические навыки применения средств противопожарной защиты и пожаротушения, в том числе машин, мотопомп и других механизмов;
выполнять регламент работы пожарно-химической станции в зависимости от класса пожарной опасности лесов по условиям погоды;
при поступлении сигнала о пожаре в лесном фонде по команде уполномоченного должностного лица незамедлительно выезжать на место лесного пожара и выполнять распоряжения руководителя работ по тушению лесного пожара;
при тушении лесных пожаров не оставлять своего места без разрешения руководителя работ по тушению лесного пожара, за исключением случаев получения травм, ожогов, ранений или отравлений дымом, а также случаев, создающих угрозу для жизни работника (окружение огнем), предупредив об этом руководителя работ по тушению лесного пожара;
уметь оказывать себе и другим первую помощь при ранениях, травмах, ожогах и отравлении дымом;
поддерживать в исправном состоянии средства противопожарной защиты и пожаротушения;
по распоряжению уполномоченного должностного лица выполнять работы по подготовке и мелкому ремонту средств противопожарной защиты и пожаротушения.
13. За каждым пожарным автомобилем или другим приравненным к нему техническим средством приказом юридического лица, ведущего лесное хозяйство, закрепляются водитель и рабочий, которые в установленном порядке должны проходить подготовку по вопросам эксплуатации закрепленной техники, тактики и техники тушения лесных пожаров.
14. Водитель пожарного автомобиля обязан:
по распоряжению уполномоченного должностного лица выезжать на закрепленной машине к лесному пожару и выполнять указания руководителя работ по тушению лесного пожара;
хорошо знать закрепленную за ним пожарную технику и умело использовать ее на работах по тушению лесных пожаров;
своевременно производить уход, техническое обслуживание и ремонт закрепленной за ним техники;
обеспечивать постоянную готовность техники к выезду на лесной пожар;
при необходимости знать и выполнять обязанности радиооператора при работе со средствами радиосвязи.
15. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и которые непосредственно занимаются вопросами охраны лесов, в исключительных случаях и при соответствующей подготовке по распоряжению руководителя (лица, его замещающего) юридического лица, ведущего лесное хозяйство, могут привлекаться для тушения пожаров в жилых домах, на производственных объектах, находящихся на территории обслуживания пожарно-химической станции.
16. Перед началом пожароопасного сезона проводятся учебно-тренировочные выезды лесопожарных команд для отработки взаимодействия при использовании средств и методов тушения лесных пожаров и составляется акт готовности сил и средств противопожарной защиты и пожаротушения к предстоящему пожароопасному сезону, утверждаемый руководителем юридического лица, ведущего лесное хозяйство.
Приложение 6
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ, ЗАКРЕПЛЯЕМЫХ ЗА ПОЖАРНО-ХИМИЧЕСКОЙ СТАНЦИЕЙ И ПУНКТОМ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНВЕНТАРЯ
| 
 Наименование средств пожаротушения  | 
 Единица измерения  | 
 Количество инвентаря для  | 
||
| 
 пункта противопожарного инвентаря  | 
 пожарно-химической станции-1  | 
 пожарно-химической станции-2  | 
||
| 
 1. Пожарный автомобиль <*> емкостью не менее 1,5 м3  | 
 штук  | 
 -  | 
 1  | 
 2  | 
| 
 2. Прицепная цистерна <**> или емкость объемом не менее 0,7 м3  | 
 "  | 
 1  | 
 -  | 
 -  | 
| 
 3. Колесный трактор мощностью не менее 60 кВт (81 л.с.)  | 
 "  | 
 1  | 
 1  | 
 -  | 
| 
 4. Плуг  | 
 "  | 
 1  | 
 1  | 
 -  | 
| 
 5. Мотопомпы (насосы) производительностью:  | 
||||
| 
 100 л/мин  | 
 "  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
| 
 400 л/мин  | 
 "  | 
 -  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 6. Бензопила мощностью не менее 2 кВт  | 
 "  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 7. Зажигательный аппарат (паяльная лампа)  | 
 "  | 
 2  | 
 3  | 
 5  | 
| 
 8. Ранцевый лесной огнетушитель  | 
 "  | 
 10  | 
 15  | 
 25  | 
| 
 9. Радиостанция  | 
 "  | 
 2  | 
 3  | 
 5  | 
| 
 10. Пожарные напорные рукава:  | 
||||
| 
 диаметром 77 мм  | 
 погонных метров  | 
 -  | 
 100  | 
 300  | 
| 
 диаметром 51 мм  | 
 "  | 
 200  | 
 300  | 
 600  | 
| 
 11. Ствол ручной  | 
 штук  | 
 2  | 
 4  | 
 8  | 
| 
 12. Ствол торфяной (глубинный) при необходимости  | 
 "  | 
 1  | 
 2  | 
 4  | 
| 
 13. Разветвление трехходовое  | 
 "  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
| 
 14. Головки соединительные переходные  | 
 "  | 
 2  | 
 4  | 
 6  | 
| 
 15. Ведро металлическое объемом 10 л  | 
 "  | 
 2  | 
 3  | 
 6  | 
| 
 16. Топор  | 
 "  | 
 5  | 
 5  | 
 10  | 
| 
 17. Лопата  | 
 "  | 
 25  | 
 50  | 
 70  | 
| 
 18. Аптечка с медикаментами  | 
 "  | 
 1  | 
 2  | 
 4  | 
| 
 19. Канистра или бидон для воды объемом 20 л  | 
 "  | 
 1  | 
 1  | 
 3  | 
| 
 20. Огнетушащее вещество для борьбы с лесными пожарами  | 
 килограммов  | 
 -  | 
 200  | 
 300  | 
| 
 21. Комплект огнезащитной одежды  | 
 штук  | 
 3  | 
 не менее числа членов команд пожарно-химической станции  | 
|
| 
 22. Средства защиты глаз и органов дыхания (защитные очки, респираторы и другое)  | 
 "  | 
 3  | 
 "  | 
|
--------------------------------
<*> Пожарные автоцистерны и автонасосы, другие автомобили, колесные тракторы и агрегаты, оборудованные насосами для подачи воды и других огнетушащих средств, производительностью не менее 20 л/сек.
<**> Передвижная емкость для воды на колесном ходу.
Приложение 7
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
Паспорт пожарно-химической станции
| 
 Месторасположение станции  | 
|||||
| 
 Юридическое лицо, ведущее лесное хозяйство  | 
|||||
| 
 Структурное подразделение юридического лица, ведущего лесное хозяйство  | 
|||||
| 
 Населенный пункт (лесной квартал)  | 
|||||
| 
 Обслуживаемая территория лесного фонда  | 
|||||
| 
 Наименование лесничества  | 
 Номера лесных кварталов  | 
 Площадь, га  | 
|||
| 
 общая  | 
 в том числе  | 
||||
| 
 лесная  | 
 покрытая лесом  | 
 нелесная  | 
|||
| 
 Список личного состава команды пожарно-химической станции  | 
||||||
| 
 Должность  | 
 Фамилия, имя, отчество (если таковое имеется)  | 
 Квалификация  | 
 Стаж работы  | 
 Дата и номер приказа о назначении  | 
 Отметка о прохождении подготовки по тактике тушения пожаров в радиационных зонах и вне этих зон  | 
 Дата и номер приказа об увольнении или переводе  | 
| 
 Перечень пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта и связи, постоянно закрепленных за пожарно-химической станцией  | 
|||||||||||||
| 
 Наименование  | 
 Тип, марка  | 
 Номера  | 
 Год выпуска  | 
 Дата поступления на пожарно-химическую станцию  | 
 Отметка о проводившихся ремонтах  | 
 Основание и дата исключения из перечня  | 
|||||||
| 
 двигателя  | 
 шасси  | 
 рамы  | 
|||||||||||
| 
 Перечень тракторов, автомобилей и другой техники, закрепляемых на пожароопасный сезон с других работ  | 
|||||||||||||
| 
 Наименование  | 
 Тип, марка  | 
 Номера  | 
 Год выпуска  | 
 Основание и дата поступления на пожарно-химическую станцию  | 
 Отметка о проводившихся ремонтах  | 
 Основание и дата исключения из перечня  | 
|||||||
| 
 двигателя  | 
 шасси  | 
 рамы  | 
|||||||||||
| 
 Сведения о закреплении пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта и связи за личным составом команды  | 
||||||||
| 
 Наименование  | 
 Тип, марка  | 
 Номера  | 
 Год выпуска  | 
 Фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) и должность члена команды, за которым закреплены техника, оборудование и иное  | 
 Дата изъятия закрепленных техники, оборудования и иного  | 
 Примечание (отметка о состоянии закрепленных техники, оборудования и иного)  | 
||
| 
 двигателя  | 
 шасси  | 
 рамы  | 
||||||
| 
 Учет огнетушащих веществ и смачивателей  | 
||||
| 
 Наименование  | 
 Дата  | 
 Расход  | 
 Остаток на конец месяца  | 
 Результаты проверки пригодности огнетушащего вещества при хранении  | 
| 
 Учет инструктажа, технической учебы и тренировок,  | 
||||
| 
 Дата  | 
 Тема, отрабатываемые вопросы  | 
 Количество часов  | 
 Фамилия, инициалы лиц, присутствующих на занятии (тренировке)  | 
 Должность и роспись лица, проводившего занятие (тренировку)  | 
| 
 Сведения о работах пожарно-химической станции  | 
|||||||||||
| 
 Показатели  | 
 Дни месяца  | 
||||||||||
| 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
 7  | 
 8  | 
 9  | 
 10  | 
 и иные  | 
|
| 
 1. Класс пожарной опасности лесов по условиям погоды (лесных участков)  | 
|||||||||||
| 
 2. Количество дежуривших членов команды  | 
|||||||||||
| 
 3. Количество выездов и их общая продолжительность:  | 
|||||||||||
| 
 3.1. на тушение пожара  | 
|||||||||||
| 
 3.2. на патрулирование  | 
|||||||||||
| 
 3.3. учебно-тренировочный выезд  | 
|||||||||||
| 
 3.4. прочее  | 
|||||||||||
| 
 4. Количество членов команды, участвовавших в выезде  | 
|||||||||||
| 
 5. Количество пожаров, возникших на обслуживаемой пожарно-химической станцией территории/площадь пожара, га  | 
|||||||||||
| 
 6. Количество пожаров, потушенных силами пожарно-химической станции/площадь пожара, га  | 
|||||||||||
| 
 7. Количество пожаров вне обслуживаемой пожарно-химической станцией территории, на которые привлекались силы и средства пожарно-химической станции/площадь пожара, га  | 
|||||||||||
Учет работы личного состава пожарно-химической станции
 | 
|||||
| 
 Фамилия, имя, отчество  | 
 Отработано чел./дней  | 
||||
| 
 всего  | 
 в том числе  | 
||||
| 
 на работах по тушению пожаров  | 
 техническая учеба и тренировки  | 
 на работах по противопожарному обустройству леса  | 
 на других работах  | 
||

      